• Как сохранить хорошее настроение?

    0
    scissors
    Октябрь 12th, 2012adminПолезные советы

    за что нас критикуютЗаряженные послеотпускным запасом эмоциональной прочности, мы возвращаемся в привычную колею. И тут вмиг можем растерять весь свой позитив, став объектом недобрых нападок. Кто и за что нас критикует и как нужно правильно реагировать?

    Критика бывает разной – не только бессмысленной, но и конструктивной. И если конструктивная, высказанная корректно и уважительно действительно бывает полезной и помогает работать над ошибками и недоработками, то беспочвенная критика вызывает одно лишь недоумение.

    Почему нас критикуют

    ЖАЖДУТ ИСПОРТИТЬ НАСТРОЕНИЕ

    Критикует в этом случае тот, с кем отношения у вас никак не складываются. На фоне неприязненного отношения вы то и дело получаете колючие замечания и уколы. А придраться всегда повод найдется. Причем тон может быть разным: как елейным – «Какой ты компот сварила вкусный – весь сахар истратила!», так и язвительным – «Что ты за человек такой, не можешь отчет нормальный сделать!»

    СТРЕМЯТСЯ ВЫПУСТИТЬ ПАР

    Некоторым проще справиться с неприятностями, облив кого-либо грязью. Например, у супруга проблемы на работе, и всю накопившуюся злость он несет домой.» Не могла туалетной бумаги купить, знаешь ведь, что она почти закончилась!» Такие обвинения быстро входят в привычку и становятся обыденностью. Если вторая сторона отказывается говорить о причинах такого настроения, лучше не приставать и временно не мелькать перед глазами, чтобы не ухудшить ситуацию.

    ПЫТАЮТСЯ ДОБИТЬСЯ ЛИЧНОЙ ЦЕЛИкритика

    На этом строится, например, подсиживание в коллективе. Чтобы получить повышение по службе, коллега ищет недостатки во всех ваших действиях и торопиться донести о них боссу.

    ХОТЯТ САМОУТВЕРДИТЬСЯ

    А вы – отличная ступенька, по которой можно взобраться наверх. Обычно подобным страдают люди с заниженной самооценкой – с первого момента они смотрят на вас критически и стараются найти изъян, чтобы доказать себе: «Я молодец, в отличие от некоторых». Обнаружить таких критиканов можно как в семье, так и на работе. Причем объяснить, почему именно плохо то, что вы делаете, они вряд ли сумеют.

    ЗАВИДУЮТ

    Когда человек не может получить что-то, что есть у другого, он старается обесценить это нечто. Чтобы хоть немного себя утешить: «Зачем мне компьютер, только время за ним убивать», «Ну и что, что мой сын не поступил в институт, зато он станет слесарем и будет прекрасно зарабатывать!»

    Как узнать, что хочет критикующий

    Выяснить истинные мотивы критикана легко, если проанализировать его поведение в момент вашего диалога. Это получится, если вы сможете обуздать свои эмоции и невозмутимо наблюдать за ним.

    Если он раздражается и заводится все сильнее, значит, хочет любым способом вывести вас из себя.

    Если, покричав, он немного успокоился, значит, просто хотел выпустить пар.

    Когда, нападая, он любым способом старается задеть ваше самолюбие, значит, ему срочно требуется самоутвердиться.

    А сели вы замечаете, что критикующий старается подтолкнуть разговор в определенное русло, ему что-то от вас надо.

    Как мы реагируем на критику

    Выслушивая в свой адрес несправедливости, не так просто бывает держать себя в руках. Давайте посмотрим, как мы обычно реагируем на критику.

    ОПРАВДЫВАЕМСЯкритика

    Это реакция из детства. Когда-то мы должны были объяснить взрослым, почему поступили именно так. У многих эта стратегия та и осталась определяющей. Мы хотим, чтобы нас поняли, вошли в положение, пожалели. Виноватый тон часто вполне устраивает критикующего – из ситуации он выходит победителем. А тот, кого критиковали, начинает сильнее сомневаться в себе, в своих способностях отстаивать свое мнение.

    ОБОРОНЯЕМСЯ

    Очень часто в ответ на критику мы взрываемся и начинаем кидать встречные обвинения. Эмоциональный накал такого спора нешуточный! За резкостями и оскорблениями утрачивается основная цель – разумно донести мотивы своих действий до оппонента. К тому же страдает репутация – ответная агрессия несвойственна умному человеку.

    ВСЕ ОТРИЦАЕМ

    «Это не я, я ту ни при чем», - как за соломинку хватается обвиняемый за стратегию отрицания, таким образом блокируя обвинения. Что ему могут на это возразить? Однако, если доказательства вины очевидны, складывается глупая ситуация, в которой тот, кого критикуют, выглядит нелепо.

     МОЛЧИМ

    Молчать или уходить в ответ на обвинения – опасная тактика. Невыговоренные обиды накапливаются внутри, что приводит к стрессам, сердечным, желудочно-кишечным и нервным расстройствам.

    АНАЛИЗИРУЕМ

    Это самый правильный способ реакции на критику. Но правильно реагировать мы сможем, только если успокоимся. Для этого представьте себе ситуацию как бы со стороны, будто в не участник,  а зритель. Крича ответные обвинения или оправдываясь, вы не сможете успокоиться и потом так и будете себя грызть и обижаться. А значит, постоянно жить в конфликте с обидчиком, подкалывая его и то и дело ссорясь. Поэтому очень важно суметь перебороть эмоции и постараться разложить ситуацию по полочкам. Для этого представьте себе происходящее как бы со стороны, будто вы не участник, а зритель. Только так можно понять, какого характера критика и как на нее правильно реагировать.

    Что делать, если вас критикуют

    • Определите, есть ли в критике доля истины.

    • Постарайтесь понять, что хочет от вас нападающий. Можно прямо спросить у него об этом и наблюдать за реакцией. Но даже если вы и поймете истинные мотивы критикующего, необязательно ему об этом сообщать. Главное – самим разобраться.

    • Решите, что важнее: сохранить отношения или доказать свою правоту.

    Основная задача – перевести необоснованные выпады в конструктивный диалог. Когда вам в лицо бросают фразы «Так делать нельзя!» или «Вечно у вас проблемы», не кричите и не оправдывайтесь – ведь именно на такую реакцию рассчитывает нападающий. Спокойно уточните, что конкретно вам вменяется в вину. И тогда станет понятно, что делать – поставить обидчика на место, сняв с себя обвинения, или же признать свои ошибки.

    Справедливая критика

    Она полезна, потому что дает возможность развиваться. Такой критики не надо бояться. Ведь внутренне мы понимаем, что где-то ошиблись. И если на эти ошибки обратят наше внимание, будет повод поработать над собой, а значит, приобрести полезный опыт. Признавая свою неправоту полностью или частично, вы дадите понять, что вполне адекватны и можете объективно смотреть на вещи. Начните с волшебного слова «да» - так вы сможете расположить к себе человека. «Да, я не успела», «Да, я сделала опечатку» и т. д. Каждый может ошибаться, поэтому не будет ничего страшного в том, что вы поблагодарите за полезную критику и выразите желание нравиться. Это лучше, чем завязнуть в болоте замалчиваемых недочетов.

    Осторожно, коллектив!

    ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НА РАБОТЕ ВЫ ОКАЗАЛИСЬ ЖЕРТВОЙ КОНФЛИКТА?

    Первым делом попробуйте выяснить, кто его спровоцировал. Вероятно, замысел недоброжелателя был направлен на то, чтобы представить вас в невыгодном свете. Не стоит создавать ответную группировку и начинать «дружить» против обидчика – такие боевые действия к хорошему не приведут. Лучше попробуйте сразу нейтрализовать нападающего. Поговорите с ним тет-а-тет. Спросите, чем обоснованы его утверждения, есть ли доказательства его правоты.

    Если скандал не имеет к вам отношения, не старайтесь мирить враждующие стороны и не занимайтесь стукачеством – можете прослыть чьей-то шестеркой. Лучше четко изложите свои претензии в служебном документе.

    В любом случае нужно научиться с честью выходить из неприятной ситуации, чтобы сформировать собственную деловую позицию и свести стрессы к минимуму.

    Если у вас есть что добавить или вы можете поделиться своим опытом по этой теме, обязательно оставьте свой комментарий!

    ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? СДЕЛАЙТЕ ДОБРОЕ ДЕЛО, ПОДЕЛИТЕСЬ СО СВОИМИ ДРУЗЬЯМИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
    ДРУЗЬЯ, ПРИГЛАШАЮ ВАС ДРУЖИТЬ:
    Tags: , ,

Ответить

12892645